Банки выдвигают абсурдные требования к недавно иммигрировавшим в Израиль клиентам и замораживают банковские счета в случае их несоблюдения.
В настоящее время банки всех стран вовлечены в международную борьбу уклонением от уплаты налогов, отмыванием денег, незарегистрированным капиталом и теневой экономикой. В свете нового международного регулирования и усиленного обмена информацией, а также подверженности трансграничным рискам, банки прилагают максимум усилий, чтобы обезопасить свою деятельность. В Израиле под ударом оказались люди, недавно иммигрировавшие в страну или имеющие двойное гражданство. Адвокаты, представляющих интересы таких клиентов, рассказали израильскому изданию Globes о необоснованных требованиях, произвольных решениях, препятствиях и трудностях, которые банки Израиля создают для своих клиентов.
Незаконные требования
По словам адвоката Итая Брачи (Itay Bracha), который специализируется в вопросах международного налогообложения, в последние годы банки Израиля начали серьезно пересматривать свои трансграничные риски. Произошло это в результате изменений в международном регулировании и проведения расследований в отношении банков в Израиле и по всему миру. Некоторые из таких расследований вылились в штрафы в размере сотен миллионов долларов. Так, Bank Leumi уплатил Соединенным Штатам Америки штраф в 400 млн долл. США за пособничество уклонению гражданами США от уплаты налогов.
Итай Брача указывает на то, что банки стремятся максимально исключить свои риски и ссылаются на указания циркулярного письма, опубликованного два года назад Главным инспектором Банка Израиля по надзору за банковской деятельностью. В письме банкам рекомендуется проявлять повышенную бдительность в отношении рисков, связанных с международной деятельностью, и внедрить строгую внутреннюю политику для предотвращения возможных нарушений. Паника в банковской системе и страх перед последствиями несоблюдения требований регулятора привели к тому, что многие банки принимают меры, превышающие их полномочия, а иногда и противоречащие закону.
По словам Итая Брачи, часть мер по адаптации к новым условиям в банкинге сводится к сокращению объема услуг, предоставляемых иностранным гражданам и недавно иммигрировавшим в Израиль лицам. Клиентов, имеющих налоговые обязательства перед другими странами, переводят в особые подразделения. При этом банк выдвигает крайне жесткие (и порой незаконные) требования к каждой операции. Очевидно, цель таких мер заключается в том, чтобы вынудить потенциально проблемных клиентов покинуть банк. Адвокат Брачи привел несколько примеров из своей недавней практики.
- Discount Bank потребовал, чтобы клиентка, иммигрировавшая в Израиль из Италии 18 месяцев назад и пожелавшая совершить операцию по своему счету, подписала полностью противоречащее действительности заявление, что она является налоговым резидентом Италии. Банк уведомил ее, что в противном случае он заморозит счет. Требование было отозвано только после продолжительных переговоров адвоката с руководителем и юридическим консультантом банка.
- Bank Hapoalim потребовал, чтобы недавно иммигрировавший в страну клиент, пожелавший перевести свои сбережения в Израиль, предоставил подтверждение, что переводимый капитал был задекларирован. Согласно требованиям банка, подтверждение должно было быть выдано одной из ведущих бухгалтерских или юридических фирм страны, из которой клиент иммигрировал в Израиль. Банк отказался принять подтверждающий документ от бухгалтерской фирмы, услугами которой клиент пользовался на протяжении многих лет. Вместо этого он потребовал предоставить подтверждение, выданное крупной фирмой.
- Тот же Bank Hapoalim потребовал, чтобы клиентка, иммигрировавшая в Израиль из Швейцарии и имеющая 700 000 израильских шекелей на своем банковском счету, перевела свои деньги в Швейцарию, а оттуда – обратно в Израиль. Хотя сделка была абсолютно бессмысленной, женщина согласилась выполнить условия банка, но попросила разделить сумму между тремя ее счетами в Швейцарии. Банк отказался удовлетворить просьбу, потребовав, чтобы операция была оформлена одним переводом.
Непропорциональные требования
Адвокат Эли Гервиц (Eli Gervits) также сталкивался с ситуациями, когда банки предъявляли чрезмерно строгие требования к своим клиентам. В свете последних тенденций в области приведения в исполнение налогового законодательства, Управление по надзору за банковской деятельностью Банка Израиля распорядилось о том, чтобы банки контролировали своих клиентов, которые являются резидентами других государств. В частности, израильские банки должны проверять, отчитались ли такие клиенты перед налоговыми органами в стране своего резидентства. Однако, как выяснилось, Bank Hapoalim делает даже больше, чем от него требуется, и блокирует счета клиентов, которые не смогли выполнить его условия. Bank Hapoalim требует, чтобы держатели счетов, имеющие второе гражданство (помимо Израиля), а также клиенты банка, которые не являются резидентами Израиля, предоставляли подтверждение в отношении законности своего капитала от юридических фирм, указанных в международных справочниках или имеющих международный коммерческий рейтинг. По словам Гервица, чья фирма представляет израильтян в России, а также интересы российских компаний и предпринимателей в Израиле, в последнее время банк расширяет круг клиентов, на которых распространяется это требование. Недавно Гервиц направил письмо Главному инспектору по надзору за банковской деятельностью с указанием на то, что такое необоснованное требование привело к блокировке счетов его клиентов.
В недавней практике Гервица был случай, когда израильский бизнесмен с гражданством Израиля и России предоставил в Bank Hapoalim требуемое подтверждение от российской юридической фирмы. Банк отказался принять документ на том основании, что выдавшая его фирма не указана в справочниках Legal 500 или Chambers. В другом случае банк заморозил счет клиента и отказался разморозить его даже несмотря на то, что клиент предоставил множество документов от российской налоговой службы.
По словам Эли Гервица, требования финансовой организации в таких случаях необоснованны и более обременительны, чем инструкции Банка Израиля и общепринятые стандарты банковской деятельности в Израиле и других странах мира. В целом, согласно указаниям, выданным Главным инспектором по надзору за банковской деятельностью, клиенту банка достаточно предоставить заявление о соблюдении им налоговых требований страны резидентства. Однако, как показывает практика, Bank Hapoalim во всех случаях запрашивает подтверждающие документы. Кроме того, как объяснил адвокат Гервиц, Bank Hapoalim требует, чтобы такие документы были выданы налоговым консультантом, упомянутым в одном из ведущих международных справочников. Существуют два таких справочника: Legal 500 и Chambers Online.
Bank Hapoalim не принимает документы от фирм, зарегистрированных в местных коллегиях адвокатов, несмотря на то, что последние являются уполномоченными профессиональными объединениями. При этом, справочники Legal 500 и Chambers являются рекламными. Членство в соответствующих ассоциациях требует значительных затрат. Естественно, фирмы, перечисленные в этих справочниках, принадлежат к категории крупных компаний, специализирующихся на оказании услуг бизнесу, а не гражданам. Заставляя клиентов обращаться к услугам таких фирм, банки создают для них дополнительные трудности и вынуждают нести чрезмерные затраты. Такие требования банков не пропорциональны масштабу деятельности клиента.
В своем письме в Bank Hapoalim, копии которого были направлены Председателю Банка Израиля и Главному инспектору по надзору за банковской деятельностью, Эли Гервиц пытается добиться отмены ограничения, согласно которому подтверждающие документы должны исходить только от фирм, перечисленных в коммерческих справочниках. Он также требует, чтобы Bank Hapoalim придерживался разумной политики при блокировке банковских услуг и воздерживался от полной блокировки счетов.
Требования о выдаче несуществующих документов
Странные требования банков удивляют и налоговые органы Израиля. Как сообщил источник из налоговой службы, в ведомство часто обращаются клиенты банков с просьбой предоставить подтверждающие документы, которые налоговым органом в принципе не выдаются. Когда клиент возвращается с пустыми руками, банк пытается использовать этот факт как доказательство незаконности его действий или неисполнения им требований финансовой организации. Единственное подтверждение, которое выдается налоговой службой Израиля, – это подтверждение налогового резидентства и статуса налогоплательщика. Однако во многих случаях этого документа банку оказывается недостаточно.
По словам адвоката Итая Брачи, такое поведение банков нарушает права резидентов иностранных государств, имеющих бизнес в Израиле, и недавно иммигрировавших лиц. Это также замедляет экономический рост страны, поскольку экономика Израиля лишается денег новых иммигрантов и инвестиционных средств от резидентов иностранных государств.
Читайте также
Читайте последние новости банков на сегодня, 27 ноября, и аналитические материалы Bankir.ru в группах BankirNews социальных сетей: Facebook, Twitter, ВКонтакте и Одноклассники.